К списку раздаточных материалов | Следующая статья |
Игорь Моисеев
Ведомости
Виктор Геращенко
прислал в Госдуму для обсуждения проект документа "Концептуальные вопросы
развития банковской системы РФ", содержащий программу реформирования отечественного
банковского сектора на перспективу 5 - 10 лет. В качестве конечной цели
банковской реформы авторы программы называют исключение возможности возникновения
системных банковских кризисов. Однако ознакомившиеся с документом специалисты
не сошлись во мнениях относительно возможностей его реализации.
На современном этапе специалисты
ЦБ характеризуют банковскую систему как "слабо развитую", отмечая, что
по таким показателям, как соотношение активов банков к ВВП (34% ) и совокупному
капиталу (4% ВВП) , Россия уступает большинству стран мира. Предполагается,
что в результате реформы отечественная банковская система сможет приблизиться
к лидерам группы стран с развивающимися рынками, достигнув по указанным
значениям в 2003 г. показателей соответственно в 38 - 39% и 5%.
В качестве стратегической цели авторы программы ставят укрепление устойчивости, исключающее возможность возникновения системных банковских кризисов, функциональное улучшение банков как кредиторов и дебиторов реального сектора и населения, восстановление и укрепление доверия к российской банковской системе и предотвращение ее использования для недобросовестной коммерческой практики.
В ближайшие 2 - 3 года реформа должна привести к укреплению устойчивых и выведению с рынка проблемных банков, повышению уровня капитализации, обеспечению притока средств населения и предприятий и расширению операций банков с реальным сектором. Для выполнения этих задач Банк России предлагает изменить банковское законодательство, приблизив его к действующему в странах с развитой рыночной экономикой. В частности, предполагается принять новые законы о противодействии легализации преступных и теневых доходов, законодательно обеспечить систему гарантирования вкладов, решить проблемы в сфере валютного регулирования и контроля.
Кроме того, Центробанк намерен укрепить сферы банковского регулирования и надзора, а также предлагает модернизировать систему налогообложения через введение учета при определении налогооблагаемой базы "разумных рисков, принимаемых банками в процессе деятельности".
До 2003 г. предполагается завершить и реструктуризацию находящихся под управлением АРКО банков. В дальнейшем "возможным направлением деятельности" агентства могут стать участие в ликвидации банков с отозванной лицензией и придание ему функций по гарантированию банковских вкладов населения.
В секторе кредитных организаций с госучастием Банк России предлагает выйти из капитала тех банков, где доля государства составляет менее 75%. При этом в отношении Сбербанка и Внешторгбанка авторы программы отмечают, что вопрос кардинальных преобразований, включая продажу (передачу) принадлежащих ЦБ акций, "не входит в число актуальных задач реформирования банковской системы на ближайшую перспективу".
При том что программа предполагает сохранить универсальные функциональные возможности банков, Центробанк отмечает необходимость развития "институциональных альтернатив". В частности, специалисты ЦБ хотят обеспечить правовые возможности для создания депозитно-кредитных организаций (возможность привлекать и размещать средства без оказания расчетных услуг и привлечения средств населения) , ссудно-сберегательных ассоциаций, кредитных кооперативов и "других подобных структур".
Программа была представлена в Госдуму тогда, когда депутаты или работают в округах, или представляют Россию на экономическом форуме в Давосе. Соответственно, мало кто успел ознакомиться с ее положениями. У тех же, кто успел это сделать, однозначного мнения о ее полезности не сложилось. Так, заместитель председателя банковского комитета Мартин Шаккум заявил "Ведомостям", что представленный документ "достаточно декларативный", "слабый" и "содержит мало конкретики". Он заметил, что по большинству поставленных вопросов программа корреспондируется с рассматриваемыми Госдумой банковскими законопроектами, в частности с "пакетом МВФ" и изменениями закона о ЦБ. При этом зампред банковского комитета обратил внимание, что ряд положений (например, признание банка банкротом при снижении показателя достаточности капитала ниже 2% ) повторяет уже отвергнутые рабочими группами законодательные предложения Центробанка.
Заместитель председателя
бюджетного комитета Госдумы Ашот Егиазарян, напротив, счел, что концепция
"станет одним из важнейших пунктов обсуждения в рамках прибывающей в Россию
миссии МВФ". Из наиболее важных положений программы депутат выделил запланированный
через два года переход на международные стандарты бухучета, сохранение
универсальности банков, неизменность статуса ВТБ и Сбербанка, возможное
усиление роли банков с иностранным капиталом и создание системы гарантирования
вкладов. Вместе с тем Егиазарян отметил, что "по ряду позиций" (например,
по гарантированию вкладов) депутаты могут запросить у ЦБ "более детальную
информацию".