Производство поддельного чая известных марок приносит криминалитету колоссальные
прибыли
АНДРЕЙ МУХИН
По словам продавцов настоящего цейлонского чая, отличить
оригинальный чай от подделки при желании несложно. В первую очередь, подделку
выдает цена. Во-вторых, плохое качество упаковки: непропечатанные мелкие
детали (особенно хорошо это видно на серебряных или позолоченных фрагментах
рисунка), отсутствие глянца (за сомнительные заказы обычно берутся нерентабельные
типографии, которые не могут обеспечить высокое качество полиграфии). В-третьих,
на пачку настоящего чая высокого качества наносят три даты: дату непосредственного
сбора чая, дату упаковки и срок годности - всего этого обычно нет на подделке.
В основном подделки реализуются на оптовых рынках, поэтому, если закрались
сомнения, можно попросить у продавца так называемый мастер-картон. Каждые
50 пачек оригинального чая упаковываются в специальную коробку с изображением
марки производителя, подпольщики же предпочитают лишний раз не тратиться.
Если по всем признакам торговец пытается продать вам подделку, позвоните
по "телефону качества" (обычно он указан на упаковке), и им займутся соответствующие
органы.
КРУПНЕЙШАЯ за последнее время партия фальсифицированного чая изъята
сотрудниками отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Чай, расфасовывавшийся
в упаковки с марками "Брук Бонд" и "Липтон", по особому рецепту изготавливался
в Зеленограде артелью выходцев со всего бывшего Советского Союза.
В ходе проведения контрольной закупки сотрудникам ОБЭП удалось вывести
на чистую воду азербайджанского предпринимателя Амедхана Альчикова, который
не без удовольствия продал подставному покупателю партию чая на общую сумму
в 165 тысяч рублей. Продукция, которую аферисты выдавали за "Брук Бонд"
и "Липтон" получалась путем смешения двух ингредиентов. В состав "цейлонского"
чая по рецепту Амедхана Альчикова входил грузинский чай 2-го и 3-го сорта,
залежи которого были обнаружены сыщиками на складах ООО "ПКФ Ирей". В общей
сложности интернациональная артель не успела расфасовать порядка 20 тонн
чайного сырья.
По словам оперативников, подобные случаи сегодня - далеко не редкость:
только с начала этого года их зафиксировано как минимум три. Как утверждают
сыщики, столь пристальный интерес к чайному бизнесу со стороны криминальных
сообществ обуславливается в первую очередь его высокой прибыльностью и
незначительным контролем со стороны милиции. Инвестиции в подпольное производство
чая окупается с лихвой: по оценкам милицейских аналитиков, каждый рубль,
вложенный в этот бизнес, через 1-2 месяца проносит шесть, а то и десять
рублей прибыли. А проверки на оптовых рынках проводятся в основном по товарам
из так называемой группы риска - алкогольные напитки и табачные изделия.
Эти товары облагаются огромным количеством всевозможных пошлин и приносят
в государственный бюджет немалые деньги, поэтому во время рейдов налоговой
полиции и других ведомств на оптовых рынках им уделяется особо пристальное
внимание. Чай же, пользующийся, пожалуй, не меньшим спросом, чем водка,
остается в тени.
Как утверждают милиционеры, теневой оборот поддельного чая практически
полностью контролируется грузинскими преступными группировками. Причина
проста: в основном в качестве сырья для подделок используется низкосортный
грузинский чай, поступающий напрямую из Грузии, и здесь у местного криминала
просто нет конкурентов. На руку организаторам "чайного подполья" играет
и заслуженный у отечественного криминалитета авторитет.
Привезенное из солнечной Грузии сырье упаковывается заботливыми руками
молдаван, украинцев, а также жителями других бывших советских республик
в относительно красочные упаковки. Печатаются они, как правило, в подмосковных
типографиях, руководители которых понимают, кто и для чего заказывает у
них столь необычную продукцию, да еще и небольшими партиями. Но тяжелое
финансовое положение заставляет их принимать заказы: работа подобного рода
оплачивается, как правило, наличными и с солидной предоплатой.
Таким образом происходит превращение низкосортного грузинского чая
в "цейлонский", который и попадает на рынки Москвы и Подмосковья. А уж
проблем со сбытом не бывает: даже крупные партии подделки, продаваемой
по едва ли не бросовым ценам, разбирались моментально рачительными домохозяйками,
пытающимися хоть сколько-нибудь сэкономить. Здесь, как говорят милиционеры,
надо учесть и то обстоятельство, что российские потребители, покупающие
продукты на мелкооптовых рынках, как правило, плохо представляют себе вкус
настоящего чая известных марок. "Они (производители подделок. - Прим. ред.)
потому и используют грузинский чай, что наши родители, кроме него, почти
ничего другого и не пробовали, хотя и прозвали знаменитый 36-й номер "хоккеем
на траве", - заявил корреспонденту "Сегодня" один из оперативников.
Официальные представители фирм - производителей цейлонского чая утверждают,
что "чайные подпольщики" наносят их маркам ощутимый вред. По словам коммерсантов,
как правило, покупатель пробует поддельный чай определенной марки в первый
и последний раз, да еще старается рассказать всем знакомым, "как дурят
нашего брата". Это побудило предпринимателей создать собственные отделы,
выслеживающие подпольные производства. Собранная и проверенная их сотрудниками
информация передается в ОБЭП, а сыщики на законных основаниях закрывают
подпольное производство.