Содержание

1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
В РОССИИ:
ИСТОКИ, ЭТАПЫ - ДО ЭКСПЕРИМЕНТОВ 1992 ГОДА

Важно понять причины проблем (в том числе отношение государства) и трудностей, с которыми столкнулось возрождающееся уже более 10 лет российское предпринимательство, существенно определить фазы развития предпринимательства и, в первую очередь, малого - индивидуального, семейного, коллективного. Для этого необходимо понять, что же представляла собой, если таковая была, предпринимательская деятельность в тоталитарной стране - в СССР. Более чем 70-летняя история советского государства включает особые этапы возврата к возможностям частного и кооперативного предпринимательства, а также государственного капитализма. В прямой форме это была Новая экономическая политика - НЭП (весна 1921-1927/28 гг.). В форме дискуссий это были периоды 1963-1965 гг. и 1985-1987 гг., когда широко обсуждались необходимость и характер предстоящих экономических реформ. В свою очередь, у этих "возвратных" процессов и явлений были свои корни и истоки. Их следует соотнести с прерванным революциями 1917г. объективным ходом исторического процесса развития России как особой евроазиатской цивилизации и великой державы. В этой связи необходимо напомнить о двух крупных реформациях XIX века, сыгравших решающую роль в оживлении отечественного предпринимательства в крестьянской стране. Речь идет об отмене в 1861 г. такого тормозившего прогресс в России явления, как крепостное право, и о реформах Сергея Витте на рубеже XIX и XX вв.

Экономический взлет России перед первой мировой войной с включением её в число великих держав наводит на мысль о столетних циклах социально-экономического подъема страны и о первой предпринимательской революции. И поэтому есть надежда на новую предпринимательскую революцию уже в 2005 -2015гг.

1.1. Истоки

Реформы С.Ю. Витте и его сподвижников заложили необходимый правовой и экономический фундамент стабилизации и подъема экономики России. Была создана необходимая финансовая и производственно-коммуникационная инфраструктура - банки, биржи, ярмарки, новые транспортные магистрали, заводы, фабрики, склады и т.п. Это способствовало инвестиционной привлекательности для отечественного и иностранного капитала в добывающих и обрабатывающих отраслях промышленности, железнодорожном строительстве, лесопереработке. Резко повысилась предпринимательская активность. Даже при самодержавии частная собственность давала быструю отдачу. На рубеже ХIХ-ХХ вв. и в первое десятилетие XX в. произошло вхождение России в мировое капиталистическое хозяйство.

Российское государство взяло под защиту иностранных инвесторов, участвующих в высокорисковых проектах и освоении слаборазвитых регионов (губерний). Высокие темпы формирования крупного капиталистического предпринимательства в финансовой, производственной и торговой сферах были характерны для Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Урала, Поволжья, Одессы, Харькова. Складывались первые предпринимательские семьи и династии Рябушинских, Морозовых, Филипповых, Мамонтовых и др. Экономический подъем сопровождался расцветом меценатства, культурного собирательства. Малое и среднее частное предпринимательство, традиционно носившее семейный характер, развивалось в торговле, общественном питании, сфере услуг, сельском хозяйстве, пошиве одежды и обуви, пищевой промышленности, строительстве. Индивидуальное частное предпринимательство преобладало в медицине, адвокатуре, мелкой торговле. Сельское же хозяйство оставалось общинным, слаборыночным. Эксперименты с насаждением американского фермерского опыта и немецких рациональных хозяйств не получили широкого распространения. В реформации сельского хозяйства, обеспечивающей продовольственную безопасность и самодостаточность страны, продвинуться не удалось. Эти проблемы пытался разрешить после 1905 г. новый премьер и выдающийся реформатор Петр Столыпин. Но взорвать русскую крестьянскую общину с ее патриархальностью, нецивилизованностью в ведении хозяйства и деревенском быте не удалось. Поддержка земства с более рациональными принципами самоуправления в сельской местности, своей системой земских банков, ипотеки и других капиталистических рыночных механизмов имела ограниченные результаты. Реформы П. Столыпина натолкнулись на мощное сопротивление традиционистов, не смирившихся с потерей помещичьих привилегий. Решительность, жесткость П.А. Столыпина стоили ему жизни... Но десятилетие поисков и борьбы не прошло даром. В сельском хозяйстве России перед первой мировой войной наметились серьезные сдвиги. Увеличился экспорт зерна, яиц, семян подсолнечника, сливочного масла, других сельскохозяйственных продуктов, текстиля, угля, лесоматериалов.

Война 1914 года, переход к мобилизационной экономике нарушили ход реформации, отбросили реформы России к исходным позициям. Революции 1917 года, особенно октябрьская, братоубийственная гражданская война, хаос, жесточайший военный коммунизм, красный террор в первые годы создания советского государства "рабочих и крестьян" (с монопартийной идеологией, нормированием потребления - по классовому признаку) привели к тяжелейшим последствиям для страны - предпринимательства, культуры, науки: физическому и моральному подавлению, изгнанию, арестам, расстрелам. Некоторые формы предпринимательства сумели сохраниться в виде подпольной реставрации базарной торговли. Конец ограничениям был положен весной 1921 г. - введением НЭПа. Это был ренессанс, возрождение частного предпринимательства в рамках государственного капитализма. Глубинные корни частной собственности и способность рыночных механизмов (при должной правовой и экономической свободе) быстро восстанавливаться дали положительные результаты - рост производства в сельском хозяйстве и промышленности, ускорение и увеличение товарооборота, новые стимулы к труду. Заработали финансы, чему способствовали сподвижники С. Витте (Соколов, Сокольников и другие). Были введены новая устойчивая валюта - золотой червонец, свобода частной торговли, воссозданы биржи, банки, синдикаты, акционерные общества внешней торговли и т.п.

Почему же в условиях НЭПа удалось быстро восстановить предпринимательскую активность? Слишком мало времени прошло после октябрьской революции 1917 г., и военный коммунизм с его красным террором не успел подавить частнособственнический интерес и уничтожить корни частной собственности. Позитивную роль играла потребительская кооперация (тотальная продразверстка не проникла еще повсеместно в российскую деревню). Там остались крепкие крестьяне - хозяева-кулаки, середняки. Была восстановлена связь между городом и деревней в форме прямого товарообмена и более гибких товарно-денежных отношений. Город поставлял селу плуги, бороны, тракторы, удобрения, текстильные товары; спички, керосин, соль, сахар и т.д. Деревня за это (при замене жесткой продразверстки гибким продовольственным налогом с договорами контрактации) - зерно, мясо и другие продукты. Свободные и договорные цены, золотой червонец, хождение обеспеченных ценных бумаг (акций, векселей, облигаций) играли огромную стимулирующую роль в развитии производства и внешней торговли, привлечении иностранных капиталов. В городах и на селе интенсивно развивались в этот период кредитно-паевые кооперативы (их союзы), микрокредитование индивидуальных предпринимателей и семейных частных предприятий, другие механизмы взаимного финансирования.

Резкое свертывание частного предпринимательства, потребительской кооперации в городах было осуществлено с началом "сталинских" пятилеток индустриализации (1928-1932 гг.) и колхозного строительства (1935-1937 гг.). Страну охватили борьба с буржуазией, искоренение кулаков, подавление середняков, борьба с лавочниками, кооперативами и другими мелкими формами хозяйствования. Вынужденная миграция крупных и средних предпринимателей началась сразу после НЭПа. Формирование сталинского тоталитаризма и командно-административной системы с лагерями (бесплатным трудом на фронте социалистического строительства), жестким нормированием, с нарастанием дефицита, всеобщей карточной системой сопровождалось подавлением частного интереса. Проявления инакомыслия в экономической науке подавлялись. Потребительская кооперация была вытеснена в деревню. Лишь в отдельных местах сохранились артели, промыслы, ремесленники, кустари. Как следствие запретов и неистребимости частного интереса, стали проявляться теневая экономика и подпольное производство.

Отдельные административные и экономические послабления были осуществлены в послевоенный восстановительный период (1946-1950 гг.). Была проведена денежно-финансовая и ценовая реформа (1947-1948 гг.), отменены карточки как символы военной мобилизационной экономики. Началось восстановление промысловой кооперации, артелей, кустарничества, отхожих промыслов, развитие потребительской кооперации. В городах появились магазины, универмаги (секции) люксовых продуктов и дорогой одежды. Частное предпринимательство сохранилось в Западной Украине, республиках Прибалтики.

Анклавы предпринимательских инициатив имели место в торговле, общественном питании, сфере бытовых услуг, малом строительстве в Москве, в республиках Закавказья, Средней Азии, на Дальнем Востоке. Развивались такие виды деятельности, как ремонт и пошив одежды, обуви, мелкое производство при городских рынках (теневая, цеховая и лагерная экономики функционировали по своим законам, умело уходя от контроля государства).

1.2. От оттепели - к застою

Оттепель в обществе, политике, культуре, экономике началась после смерти Сталина (март 1953 г.) в 1956 г. по инициативе Н.С. Хрущева. Оттепель характеризовалась ослаблением административных ограничений в деревне (колхозникам, например, стали выдавать паспорта). Начались дискуссии о развитии общественных наук. Этому способствовала реабилитация известных ученых Новожилова, Лурье и признание нового прогрессивного экономико-математического направления во главе с академиками Немчиновым, Канторовичем и другими. Появились новые элементы стимулирования в сельском хозяйстве. Но в экономической политике Хрущева не было последовательности. Неурожайные годы привели к нарастанию дефицита продуктов. Итог - повышение цен в 1961 г., притеснение личных подсобных хозяйств. Надежды на гражданские и экономические свободы не оправдались.

Тем не менее, развивались новые формы аграрно-промышленно-торговых отношений, сочетавшие специализацию и кооперацию. От правоохранительных органов умело прятались производственные и торговые предприятия (цеха) в колхозах и совхозах. Колхозы стали торговать на городских рынках Прибалтийских республик, Украины, Ростовской области и т. д. Происходило восстановление художественных и кустарных промыслов и производств. Делались попытки введения хозяйственного расчета. Играло роль влияние стран СЭВа, сохранивших в ограниченных масштабах частную собственность (Венгрия, ГДР, ПНР) в торговле, сфере услуг, сельском хозяйстве.

Реформы А.Н. Косыгина и его команды (19б5-19б7 гг.) были связаны с попытками сделать более гибким планирование и экономическое стимулирование (с оплатой за конечный результат) в промышленности и строительстве. Это были годы расцвета экономико-математического направления с использованием в основном в теории цен равновесия, других рыночных категорий.

Выделялась пятилетка высоких темпов экономического роста в 1966-1970 годах. Нарастанию импорта потребительских товаров способствовали валютные средства от роста экспорта нефтепродуктов. Новый рывок сделала потребительская кооперация. Мутации открытого и теневого предпринимательства "по-советски" имели место в курортных зонах, в республиках Прибалтики, в Москве, Московской области, республиках Закавказья. Это относилось к торговле и сфере услуг (отдыха), производству трикотажных изделий, одежды, обуви, сувениров, местных строительных материалов, мебели, хозяйственных товаров. В весьма специфической (из-за нарушений при учете, запутанности нормирования, возможностей "списывания" потерь) плодоовощной торговле складывались национальные кланы торговцев, теневых предпринимателей. Поддержка личных подсобных хозяйств (ЛПХ), производства на приусадебных участках, малых форм в колхозах и совхозах, индивидуальной трудовой деятельности (надомной деятельности) - позволяли сохранить некоторый потенциал частного интереса, предприимчивости и инициативы.

Подавление советскими танками в августе 19б8 г. "пражской весны" - реформ Дубчека, Шика и др. в Чехословакии послужило началом отката в теории и на практике. Рынок, бизнес, коммерция, были переведены в разряд понятий, неприемлемых для "зрелого" советского социализма. Венгрия же продолжала осторожные рыночные реформы.

Реформы А.Н. Косыгина и его команды позволили перейти к "новой системе планирования и экономического стимулирования деятельности предприятий", опираясь уже не на территориальный (совнархозовский), а на отраслевой принцип управления.

Новое идеологическое наступление началось с подавлением "пражской весны" и было связано с постепенным исчерпанием "нефтедолларов", ухудшением внешнеторговой ситуации. Отставание СССР в области менеджмента, компьютеризации, пропущенные "зеленая" и технологические революции, которые создали во многих капиталистических и развивающихся странах необходимые условия для новой фазы роста малого предпринимательства, вызывали беспокойство у части советского руководства.

Попытки осуществить экономические реформы в Советском Союзе (реформы АН Косыгина; а далее - реформы 1987-1990 гг. и 1992-1999 гг.) наталкивались, помимо отсутствия правовой и политической базы и воли для этих преобразований, на неосуществленную трансформацию собственности. Без приватизации и глубокой реформы в сельском хозяйстве (и сопряженных отраслях агробизнеса) практически невозможно провести трансформацию общественной системы и экономики. Об отсутствие политических свобод, свободы выбора граждан, доминирование моноидеалогии, сохранение тоталитарного режима со свойственной ему командно-административной системой разбились реформы АН. Косыгина.

Исторический и международный опыт говорит о том, что без фундаментальной реформы собственности (без программно-стратегической приватизации с восстановлением в правах частной собственности как базовой доминанты всяческих экономических свобод и, соответственно, малого частного предпринимательства как решающего направления трансформации в обществе и экономике) и глубокой реформации сельского хозяйства эффективные преобразования с позитивными социальными последствиями практически невозможны. Напомним постулат, воспроизведенный еще в XVIII в. одним из физиократов: "земля - мать богатства, труд - его отец". И нельзя забывать о базовом положении Адама Смита о трех основных первичных рыночных факторах производства: земле, труде и капитале.

Периодические провалы в сельском хозяйстве (за исключением редких урожайных лет, первого периода отдачи целины) и положение дел в Литве, Белоруссии ускорили начало длительного периода стагнации, а потом - стагфляции. Этот период получил название застоя. Нарастал продовольственный дефицит, во многих регионах (особенно промышленных, в Сибири и т. д.) вводились нормирование и рационирование (талонного, карточного типа). Одновременно предпринимались импульсивные попытки наступления на теневую экономику в надежде найти дополнительные ресурсы продовольствия. Ухудшение положения в экономике, ужесточение политического режима привели к росту иммиграции, диссидентства, первой и второй волнам оттока предприимчивых людей в Израиль, США, другие страны.

Начало застоя фактически было положено подавлением "пражской весны" 1968 г. ("социализма с человеческим лицом"). Начались гонения на "рыночников", "товарников" в экономических науках, на ЦЭМИ и другие не совсем официальные институты.

Напомним о реформе цен 15 сентября 1981г. (на мебель, ковры, ювелирные изделия и т.д.) - как первой пробной шоковой терапии. Это породило интерес к маркетингу, рекламе, ассортиментным концепциям, изучению рынка и потребителя. Образовались новые соотношения спроса и предложения, (осенью, зимой 1981 г.Гзимой, весной 1982 г.). Начались робкие новые дискуссии о возможностях кооперативов, частной собственности и частного сектора в сельском хозяйстве. Это происходило в преддверии принятия Продовольственной программы (май 1982 г.), чему способствовало изучение зарубежного, особенно венгерского, опыта с попытками его использования. Основной интерес в этом опыте представляли новые кооперативные и интеграционные формы в сельском хозяйстве, пищевой промышленности (консервной, виноделии и т.п.), торговле, которые пытались освоить Молдавия, Литва, Белоруссия. Усилились темпы развития комиссионной и кооперативной торговли в городах. Расширилось проведение выставок-продаж, оптовых ярмарок. Выделим новую фазу поддержки малых форм и "советского" предпринимательства в связи с подготовкой Программы развития производства товаров и сферы у слуг. Делалась попытка поддержать ВПК в новой технологической фазе.

1.3. Перестройка и ренессанс предпринимательства

Приход нового партийного руководства во главе с М.С. Горбачевым породил в 1985 г. новые надежды на осуществление политической и экономической реформации. Наряду с общим оживлением в жизни общества ("гласностью", "плюрализмом" и т.п.) перестройка началась с попыток найти новые подходы к преобразованиям экономики, отягощенной крайне неэффективной структурой с непомерными доминированием и расходами на ВПК (с преобладанием супергигантских, гигантских и крупных объединений и предприятий, закрытых городов-заводов, наукоградов и т.п.) в ущерб АПК и социальной сфере, где объективно должны развиваться малые и средние предприятия.

Первыми были решения о повышении значения территориальных (республиканских, краевых, областных) органов управления. (В какой-то мере это был возврат к некоторым "совнархозовским" идеям Н.С. Хрущева). Эти меры были направлены на расширение прав местных советов народных депутатов, переход в регионах на принципы самоуправления и самофинансирования. В первую очередь это относилось к отраслям пищевой и легкой промышленности, бытовому обслуживанию, местному, жилищно-коммунальному хозяйству, производству строительных материалов, строительству, торговле, общественному питанию , потребительской кооперации. Речь идет о видах и сферах хозяйственной деятельности, где объективно должны были развиваться малые формы, гибко реагирующие на спрос населения. Именно это подтверждал успешный венгерский опыт и попытки его использования (например, в Эстонии).

В ряде союзных республик (в основном Прибалтики), краев (Краснодарский и др.) и областей (Московская, Тульская) начались хозяйственные эксперименты, связанные с поиском гибких форм хозяйствования (мелкосерийное производство по заказам торговых организаций, введение договорных цен и ассортиментных концепций, открытие производителями фирменных магазинов для изучения спроса, введение хозрасчетных цехов - малых производств на средних и крупных предприятиях и т.п.) и рациональным размером предприятий, работающих на потребительский рынок. Уже в процессе отбора позитивных результатов хозяйственных экспериментов встал вопрос о новой роли кооперативов и арендных отношений.

Для развития арендных отношений, которые были важной ступенью к новым кооперативам и другим формам частного предпринимательства, большое значение имел закон СССР "О госпредприятии (объединении)" 1987 г. Вводимые по этому закону формы хозяйственного расчета способствовали освоению на небольших предприятиях местной промышленности и бытового обслуживания на следующем этапе прогрессивных форм арендных отношений.

Бытовое обслуживание стало пионерской отраслью по распространению индивидуального и семейного арендного подрядов. Арендный подряд осваивали также кафе, бары, небольшие торговые предприятия, бригады и фермы в сельском хозяйстве. Аренда, как и впоследствии кооперативы, давала импульсы к разгосударствлению - необходимому подготовительному этапу системной приватизации. Отрабатываемые при аренде и в кооперативах принципы и механизмы окупаемости, возвратности, самоконтроля способствовали проявлению известной доли риска, предприимчивости, ответственности, нацеленности на конечный результат. А именно эти черты органически свойственны малому частному предпринимательству. Движение к правовому и общественному признанию частной собственности (как священного права гражданина в демократическом обществе) было исключительно сложным.

Необходимо напомнить об обобщившем практику большого числа экспериментов и зарубежный опыт Законе СССР "Об индивидуальной трудовой деятельности", вступившем в действие в мае 1987 г. В известной мере, повсеместный и быстрый рост числа граждан, занимающихся ИТД (с 429 тыс. человек в 1988 г. до 723 тыс. человек в 1989 г., или на 69%), показал наличие значительного потенциала индивидуального и семейного частного предпринимательства. Несмотря на значительные сложности развития индивидуальной трудовой деятельности, в обществе постепенно менялось отношение к коммерсантам, предпринимателям. Самыми же динамичными и отзывчивыми на благоприятные условия, созданные Законом "О кооперации в СССР" (1988 г.), среди новых малых форм хозяйствования, рожденных в период перестройки, оказались новые кооперативы.

В этот, безусловно, прогрессивный закон, благодаря настойчивости и решительности академика ВАСХНИЛ ВА Тихонова и его сподвижников, удалось включить положения о хозяйственной самостоятельности кооперативов (с открытием своего счета в банке, расходованием средств, закупками сырья, материалов, оборудования и т.п.), самофинансировании (покрытии затрат за счет паевых взносов его членов и доходов по результатам работы), гибких, самых демократичных формах самоуправления, участия коллектива в распределении прибыли (доходов) как на оплату труда, так и на развитие.

Судьба свела автора с ВА Тихоновым в "тройке" (еще участвовал профессор Р.А. Белоусов - руководитель группы) в Лаосе в ноябре - декабре 1993 г. Группе предстояло по личной просьбе лидера Лаоса - Кейсона Фомвихана поработать в провинциях, провести анализ социально-экономического положения, подготовить программу экономических реформ и убедить в необходимости её осуществления партийное и политическое руководство этой своеобразной, слабо развивавшейся, буддийской страны в Юго-Восточной Азии, которая через р. Меконг граничила с бурно развивавшимся Таиландом. Участников этой группы отобрал, встречаясь с учеными в Москве, сам Кейсон Фомвихан. Фактически была разработана новая экономическая политика для Лаоса... Владимир Александрович Тихонов - динамичный, резкий в своих суждениях человек, прогрессивной системой взглядов сумел сплотить вокруг себя инициативную группу. В нее входили яркие самодостаточные люди, его соратники по воссозданию и развитию кооперативного движения - И, Кивелиди, М. Массарский, А. Федоров, В. Туманов, А. Тарасов, А. Иоффе и многие другие. Это направление нашло полную поддержку у теоретиков глубоких экономических реформ С. Шаталина, академиков Л. Абалкина, А Аганбегяна, А. Анчишкина, Н. Петракова, Ю. Яременко и т.д. И ныне память о В.А. Тихонове живет не только в его учениках, научных работах, но и в делах - кооперативах, малых предприятиях, созданных при его поддержке. Эту же миссию выполняет Фонд поддержки малых предприятий (его имени) в Республике Коми (президент В. Кузнецова).

Кооперативы несли в себе мощный заряд легализуемой предпринимательской активности к внешней среде и предельную для тех реальных условий гибкость в хозяйственной деятельности. От первых, можно сказать, показательных кооперативных предприятий, таких как кафе "На Кропоткинской" в Москве (во главе с одним из подвижников - Андреем Федоровым), за короткий срок - с 1988 по 1989 год этот самый динамичный сектор экономики буквально взлетел. Число кооперативов в строительстве, производстве товаров, общественном питании, бытовых услугах за 1988-1989 гг. выросло более чем в 10 раз (!), численность занятых в них - в 10 раз, объемы реализуемых товаров и услуг почти в 20 раз (!).

Взлет новых кооперативов в 1988-1989 гг. можно считать началом ренессанса предпринимательства в Советском Союзе и интенсивным стартом фазы формирования начального капитала.

Многие новые кооперативы, например дорожно-строительные в республике Коми ("Тиман" в Сыктывкаре, "Север" в Воркуте, Ухте и т.д.), Новгородской и других областях "выросли" из знаменитой артели - "Печора", руководимой В. Тумановым.

Изучение в действии названных кооперативов, проведенное с участием работников Государственной комиссии по экономической реформе в 1989 - 1990 гг., показало, что эффективность их хозяйственной деятельности была в 5-6 раз выше аналогичных (порой соседних) государственных предприятий. Существенную поддержку развитию кооперативов (а потом и малых предприятий) в республике Коми и других Северных регионах оказали Ю. Спиридонов, А- Окатов, В. Тихонов, Л. Абакалкин и др. Организация дела, механизм управления, подбор работников, формы оплаты труда (поощрения, наказания) - все говорило о том, что эти кооперативы - прообраз малых частных предприятий.

Весьма конструктивную роль в интенсивном развитии кооперативного движения сыграли Первый и последующие съезды кооператоров. Организатором этих съездов выступил Союз кооператоров (далее - и предпринимателей) во главе с В.А. Тихоновым.

Но было бы неправильным считать; что развитие новых кооперативов шло беспроблемно. Рывок этого сектора - с резким ростом оборота наличных денежных средств, уходящих в какой-то мере от контроля государства (в лице Госбанка СССР) вызвал у оппонентов среди партийных функционеров, некоторых руководителей правительства, официальных финансистов желание ограничить, поставить под контроль доходы (прибыль) кооператоров. Большинство кооператоров (почти 80%) было создано "внутри или при" государственных предприятиях, научно-исследовательских организациях. Значительную часть своей продукции и услуг кооперативы по договорам реализовывали государственным предприятиям и учреждениям. Последние расплачивались из своих источников (образуемых по соответствующей модели хозрасчета - фондов) в безналичной форме расчетов, не затрагивая собственный фонд оплаты труда и премирования. Естественно, что кооперативы получали за заказную работу в форме наличных денежных средств, стимулируя своих работников за качество продукции и срочность работы на более высоком уровне, чем госпредприятия.

Определенную зависть консерваторов и традиционистов вызвали налоговые каникулы кооператоров. Речь идет об освобождении от налогов (прибыли), которое предоставлялось на два года старта кооперативам, производящим товары народного потребления и услуги по социальным заказам (строительство и ремонт школ, детских садов, яслей, дорог и т.п.) Неподготовленность налогового законодательства, как и всей правовой базы. отсутствие таких общепринятых в мире рыночных форм, как малые предприятия, коммерческие банки фокусировали внимание руководителей (партии и государства) и общественности только на этой одной организационно-правовой форме предпринимательской деятельности. Тем самым искусственно гипертрофировались с помощью подстраивающихся под политическую конъюнктуру СМИ негативные моменты в ущерб того положительного, что привнесли с собой кооперативы в хозрасчетную жизнь и на потребительский рынок (еще в условиях разговоров о приватизации, конкретизации и свободных ценах).

Среди серьезных экономистов и юристов, практически занимавшихся проблемами новых кооперативов с участием представителей международных организаций (ЮНИДО, МОТ и других), все более росло понимание того, что новые кооперативы в Советском Союзе это, более всего, и прежде всего, частные предпринимательские структуры.

Широкое изучение зарубежного опыта (в Японии, США, ФРГ, Швеции, Венгрии, Италии, Испании и других странах) и обобщение практики одобренного ранее эксперимента в Эстонии позволило подготовить в Государственной комиссии по экономической реформе (с привлечением экономистов, юристов, предпринимателей) и выпустить в августе 1990 г. первое постановление Совета Министров СССР "О мерах по созданию и развитию малых предприятий". Для апробации основных положений и механизма введения в действие этого постановления были проведены обсуждения его в предпринимательских структурах с выездом на места. Необходимо было понять, будут ли кооперативы "переходить" в малые предприятия, какие преимущества и трудности ждут их при перерегистрации, что выиграет общество и что потеряет. Налоговые льготы, которые предусматривало постановление для новых малых предприятий (на фазе старта), вызвали, естественно, одобрение. А вот размерные критерии малого предприятия, основным из которых была среднесписочная численность занятых (в промышленности и строительстве до 200 человек), подвергались жестокой критике.

Боязнь выпустить на свободу "джинна" частной предпринимательской деятельности привела в 1990 г. к попыткам ужесточить банковский и административный контроль на местах с участием партийных органов, местных советов, милиции, прокуратуры, Инспирированное дело "АНТа", других кооперативов, характерные для нашей страны перепады от эйфории до подавления. Попытки образумить "блюстителей порядка" требовали срочного введения в обиход "нового" направления предпринимательской деятельности - малых предприятий.

Постановление Совета Министров СССР "О мерах по созданию и развитию малых предприятий" (август 1990 г.), безусловно, сыграло позитивную роль. С одной стороны, в нем фиксировались и распространялись полезные нормы эстонского эксперимента. С другой стороны, оно приближало практику хозяйствования к международному опыту становления развития малого бизнеса. Но сохранялось одно очень серьезное противоречие: и в эстонском эксперименте, и в разработках по Свердловской области упор делался на государственные (строительные и другие) малые предприятия. Ведь дело в том, что не были созданы законодательная база организации и структуры государственной поддержки частных (и иных форм собственности) малых предприятий. Эту задачу предстояло решить в условиях усилившихся центробежных тенденций, обособления и выхода союзных республик из СССР.

Страусиная позиция союзного партийно-государственного руководства по отношению к конституционно-законодательному закреплению права на частную собственность и ее защиту на фоне усиления центробежных тенденций союзных республик привела к тому, что законы о собственности, предприятиях и предпринимательской деятельности (декабрь 1990 г.) в РСФСР оказались более продвинутыми. Признавались многоукладность экономики с правом на частную собственность граждан (на предприятия, средства производства, результаты хозяйственного использования имущества, принадлежащего собственнику. В законе "О собственности в РСФСР" (декабрь 1990 г.) было зафиксировано право собственника при осуществлении предпринимательской деятельности заключать договоры, с гражданами об использовании их труда. Фактически фиксировалось равенство различных форм собственности. Признавалась недопустимость со стороны государства установления, ограничений или, наоборот, предоставления преимуществ той или иной форме собственности.

Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (декабрь 1990 г.) признал в качестве таковой общественно-, полезную хозяйственную деятельность, нацеленную на получение прибыли (дохода), связанную с ответственностью за используемое имущество (собственность) и рисками. Этот закон определил общие правовые нормы по созданию предприятий разных форм собственности. Но в нем были обойдены малые предприятия, а среди организационно-правовых форм предприятий в качестве субъектов предпринимательской деятельности не упоминались кооперативы.

Дискриминация в отношении малых предприятий была преодолена в специальном постановлении Совета Министров РСФСР "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР" (июль 1991 г.). Наряду с размерными критериями постановление определяло организационно-экономические условия развития малых предприятий, устанавливало налоговые льготы для них, уравнивало в правах МП разных форм собственности. Постановление инициировало работу в областях, краях, республиках Российской Федерации по развитию малых предприятий и созданию программ их развития.

Подведем некоторые итоги. В 1988-1990 гг. стали развиваться арендные отношения и ИТД, начался бум нового кооперативного движения. Формировались союзы, ассоциации арендаторов, кооперативов и предпринимателей. Совет Министров СССР в лице Государственной комиссии по реформе вел диалог с этими общественными объединениями. Правительство Н. Рыжкова колебалось: "хочется" и "не можется"; традиционисты требовали усиления контроля за объемами, наличным оборотом денежных средств кооперативов (пугали большие доходы новых кооператоров). Деятельность новых кооперативов подверглась серьезному анализу с участием международных организаций. Общественные объединения предпринимателей и ТПП стали более активно включаться в международные контакты, изучение зарубежного опыта.

Шло изучение и понимание опыта НЭПа, реформ Эрхарда в Германии, послевоенных изменений в Японии, социал-демократического варианта развития Швеции с использованием кооперативов, товариществ и других малых форм. Активную поддержку новые кооперативы получили в Москве, республике Коми, Новгороде и других местах. Несмотря на идеологическую боязнь частной собственности, было стремление поддержать новые уклады и хозяйственные формы, помочь в развитии кооперативов и становлении малого предпринимательства.

Повсеместному провалу ГКЧП 19-21 августа 1991 г. в немалой степени способствовала позиция предпринимателей. Комитет по оперативному управлению народным хозяйством пытался сохранить единое экономическое пространство, в этом были заинтересованы союзы предпринимателей. Центробежные тенденции усиливались, в республиках шло создание своих структур поддержки предпринимательства. Осенью - зимой 1991 г. нарастал дефицит основных продуктов питания. Российское правительство начало подготовку реформы цен и экономики в России.

Сложившаяся к концу 1991 - началу 1992 г. ситуация в обществе и экономике поставила перед каждым и, конечно, перед предпринимателями вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути, выборе своей позиции, места в намечавшихся на 1992 г. реформах.

1.4. Общие выводы

1. Глубинные корни, истоки и особенности ментальности российских предпринимателей следует искать и в 1861 г., и в реформах С. Витте, П. Столыпина на рубеже XIX-XX вв.

2. Российские предпринимательские династии несли богатые традиции, особую ментальность, высокие этические нормы. Можно говорить о первой российской предпринимательской революции.

3. НЭП в (1921-1927/28 гг.) можно рассматривать как особую фазу реставрации государственного капитализма.

4. Подавление частного предпринимательства (во всех формах), отбрасывание рыночных механизмов во имя становления командно-административной системы и сталинского тоталитаризма (с репрессиями, лагерями, экономикой всеобщего дефицита, очередями, подавлением инакомыслия (1928-1941 гг.) можно назвать фазой подавления и отката.

5. Мобилизационная экономика в условиях Великой отечественной войны занимает особое место (1941-1945 гг.).

6. Период послевоенного восстановления (1945-1950 гг.) характеризуется некоторыми административными послаблениями для промысловой кооперации, потребительской кооперации, артелей инвалидов, надомников, кустарей, ремесленников

7. Оттепель по Н.С. Хрущеву (1956-1964 гг.) - фаза зигзагов (возврата гражданских прав колхозному крестьянству) Имел место противоречивый возврат к некоторым формат предпринимательства "по-советски" - цеховому производства капрона, трикотажа, развивались теневые формы.

8. Развитие малых форм производства - при преобладании территориального принципа управления (совнархозовский этап). Реформы А.Н Косыгина - фаза надежд и роста (1964-1970 гг.). Переход к преобладанию отраслевого принципа управления. Приоритет предприятиям (сверхкрупным объединениям), гигантомания - в ущерб гибким малым формам.

9. Стагнация и стагфляция (1971-1980 гг.) - фаза скрытой инфляции, расцвет теневой экономики, мимикрия предпринимательской деятельности.

10. Первая шоковая терапия (реформа цен 15 сентября 1981 г.).

Введение фактически цен равновесия на мебель, хрусталь, ковры, ювелирные изделия, продуктовые деликатесы. Попытки мобилизации ресурсов продовольствия при сочетании централизованного государственного регулирования и ограниченного применения рыночных методов (отпуск цен на сверхдефицитные товары; ярмарки; выставки-продажи; сочетание разных каналов - магазины потребкооперации в городах, реализация; начало маркетинга, рекламы и т.п.). Попытки борьбы с дефицитом с использованием опыта Венгрии, ПНР, ГДР. Новое понимание возможностей отраслей группы КАЧ и группы КБЧ (ВПК - ТЭК - АПК). Заявки-заказы-изучение спроса - информационные системы. Балансы спроса и предложения.

Потребительская кооперация, которая сформировалась в России еще в конце XIX - начале XX века, оказалась гибкой, живучей социально-экономической системой. Эта система сумела эффективно соединить частный интерес с коллективным (общественным - в традициях России) при решении как производственных, так и социально-бытовых задач. Потребительская кооперация, промысловая кооперация, артели, объединения ремесленников и кустарей сумели даже в годы "сталинских" пятилеток сохранить некий потенциал частного интереса и предпринимательства. Этому же способствовали отдельные направления государственной (городской) торговли: в форме комиссионной торговли, скупок, системы заготовок и закупок картофеля, овощей и фруктов, оптовая плодоовощная торговля со своими перерабатывающими и реализующими звеньями. Эти сферы, как и бытовое обслуживание, малое строительство и ремонт, были потенциалом малых форм, частного интереса. Именно в этих сферах истории шло создание новых кооперативов, предприимчивости, инициативы, частного интереса, частного и коллективного предпринимательства.

11. Завершение длительного периода застоя? Фаза омоложения руководства и изменения его мышления. Начало второй (осторожной) реставрации рыночного социализма или госкапитализма. Подготовка к слому командно-административной системы. Принятие закона "О кооперации". Легализация частной предпринимательской деятельности. Новые кооперативы, бум кооперативного, арендаторского и ИТД - движений.

12. Фаза бесконтрольной рыночной либерализации, подготовленной "младореформаторами".

Реформы 1992 года. Либерализация и шоковая терапия, социальная беззащитность основной части населения, особенно пенсионеров. Влияние складывающегося типа государства (олигархически-теневого и т.п.) и общественного мутагенеза на формирование среднего класса, состав малых, средних и крупных' предпринимателей. Откуда "пришли" предприниматели: из бюрократов, партократов, комсомола, директоров-менеджеров;

научных работников; военных, студентов, дипломатов, кооператоров, нелегалов, иммигрантов; из особой генерации теневиков, уголовников, бандитов. Растет доля теневой экономики в ВВП и по сферам хозяйственной деятельности. Внимание к оптовой торговле, модернизация технологий в торговле. Отставание сельского хозяйства тормозило, тормозит и будет тормозить общий ход политических и экономических реформ и, естественно, развитие малого и среднего предпринимательства как определяющего процесса конструктивных и системных преобразований. Формы приватизации (массовая ваучеризация). Отсутствие частной собственности на землю и глубоких реформ в сельском хозяйстве.

1.5. Внутренние фазы зарождения, становления и развития предпринимательства в Советском Союзе и России

1. Легализация теневого и формирование начального капитала - фаза старта.

2. Создание олигархически-криминального государства и теневого капитализма (1992-1995 гг.) - фаза адаптации закрепления и развертывания малого предпринимательства.

3. Смешивание "новых" и "старых" ценностей - фаза мимикрии предпринимательских структур.

4. Фаза активного мутирования предпринимательских структур и форм (1995-1999 гг.). Появление гибридных полуофициальных-полубандитских форм в крупном производстве (алюминиевое производство - Красноярск), среднем и малом предпринимательстве. Десять лет новому (малому) предпринимательству в России (1988-1998 гг.): от первых новых кооперативов (4-5%) к 12-15% ВНП, сочетание фазы роста, расширения (Москва, и другие регионы - лидеры) и стабилизации. Первый съезд предпринимателей - съезд консолидации.

 

 

 

 

Hosted by uCoz