Содержание

2. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В 1999 ГОДУ

По данным Госкомстата России, на 1 октября 1999 г. на территории Российской Федерации действовали 889,6 тыс. малых предприятий. По сравнению с их количеством на 1 января 1999 г. рост составил 2.5 %.

Сложившаяся отраслевая структура числа малых предприятий в январе-сентябре 1999 г. существенно не изменилась (табл. 1).

Таблица 1

Отраслевая структура числа малых предприятий (число малых предприятий, %, к общему числу МП на 1.01.99 и 1.10.99)

Отрасль

на 1 января 1999 г.

на 1 октября 1999 г.

Всего

100,0

100,0

Промышленность

15,7

15,2

Транспорт

2,1

2,4

Строительство

15,8

15,2

Торговля и общественное питание

44,5

44,9

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

4,1

4,1

Наука и научное обслуживание

4,5

4,1

В январе-сентябре 1999 г. на малых предприятиях численность работников списочного состава, совместителей и выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера составила 7471,5 тыс. человек, что на 1,1% выше, чем в январе-сентябре 1998 г.

В табл. 2 приведено распределение численности работающих на малых предприятиях по отраслям экономики в январе-сентябре 1999г.

В январе-сентябре 1999 г. малыми предприятиями было произведено продукции (работ, услуг) в фактических ценах по всем видам деятельности на сумму 297,9 млрд рублей. По основному виду деятельности был осуществлен выпуск продукции и услуг на 263,7 млрд рублей.

Таблица 2 Численность работающих по отраслям, тыс. человек

Работающие на постоянной основе

Внешние совместители

Работающие по договорам

Всего

6450.5

636.5

384,5

Промышленность

1417.8

111,6

84,4

Транспорт

200,3

19,7

12,3 '

Строительство

1424,7

105,5

106.6

Торговля и общественное питание

2239.4

194.6

72,8

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

159,1

29,7

10,9

Наука и научное обслуживание

118,7

41,6

41,9

В III квартале 1999 г. увеличился спрос на производимую продукцию на внутреннем рынке, в том числе на продукцию, производимую малыми предприятиями. Наиболее благоприятная ситуация с выпуском продукции сложилась у предприятий пищевой, легкой и лесной промышленности.

Стабилизация производственной деятельности малых предприятий подтверждается сохранением среднего уровня загрузки производственных мощностей на уровне 39%.

Замедлилось сокращение спроса на строительную продукцию и, соответственно, физического объема работ, увеличилась загрузка производственных мощностей до 62%.

Распределение объема произведенной продукции, работ и услуг по всем видам деятельности по отраслям экономики в млрд рублей (в фактических ценах) и в процентах к итогу представлено в табл. 3.

Таблица 3 Распределение объема продукции, работ и у слуг по отраслям

Отрасль

Объем, млрд руб

Объем, % к итогу

Всего

297,9

100

Промышленность

88,3

29,6

Транспорт

10,4

3,5

Строительство

65,9

22,1

Торговля и общественное питание

79,5

26,7

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

9,6

3,2

Наука и научное обслуживание

7,5

2,5

Вместе с тем, уровень спроса на продукцию малых предприятий остается ниже, чем у средних и крупных предприятий, что в значительной степени определяется конкурентоспособностью продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынках. В течение девяти месяцев 1999 г., по мнению руководителей малых предприятий, конкурентоспособность продукции, выпускаемой ими, практически не повышалась и остается в большинстве своем на “среднем” уровне.

Выручка, полученная в январе-сентябре 1999 г. малыми предприятиями от реализации товаров, продукции, работ, услуг составила 845.3 млрд рублей, из нее более 60% составляет выручка предприятий торговли и общественного питания, почти 24% — предприятий промышленности и строительства.

Снижение темпов сокращения объема продаж в натуральном выражении в III квартале 1999 г. явилось следствием стабилизации ситуации на потребительском рынке, чему способствовали меры по ликвидации задолженности по заработной плате и социальным выплатам, сдерживанию темпов инфляции. Однако для перехода к положительной динамике данного показателя этих мер пока недостаточно. Только дальнейшее повышение потребительского спроса, который является определяющим фактором стимулирования отечественного производства, может исправить положение к лучшему.

Согласно результатам опросов руководителей малых торговых предприятий можно сделать вывод, что малый бизнес находится в более тяжелом положении по сравнению со средни-1 ми и крупными торговыми фирмами.

Малые предприятия использовали инвестиции в основной капитал на 11,5 млрд рублей, в сопоставимых ценах по сравнению с январем-сентябрем 1998 г. они уменьшились наполовину.

Распределение инвестиций в основной капитал малых предприятий по отраслям экономики в январе-сентябре 1999 г. в млрд рублей и в процентах к итогу представлено в табл. 4.

Таблица 4 распределение инвестиций в основной капитан по отраслям

Отрасль

Инвестиции, млн руб.

Инвестиции, % к итогу

Всего

11510,5

100

Промышленность

3069,5

26,7

Транспорт

201,9

1,8

Строительство

4102,2

35,6

Торговля и общественное питание

2361,4

20,5

Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка

131,3

1,1

Наука и научное обслуживание

82,7

0,7

Низкая инвестиционная активность во многом объясняется крайне тяжелым финансовым положением в области малого предпринимательства и, прежде всего, недостатком собственных средств, а также сложностями в получении кредита.

По оценкам предпринимателей, финансово-экономическая ситуация малых предприятий в промышленности, строительстве и розничной торговле в январе-сентябре 1999 г., также как и аналогичном периоде предыдущего года, складывалась хуже, чем на средних и крупных предприятиях.

Среди факторов, в наибольшей степени ограничивающих рост производства на промышленных предприятиях, предприниматели отмечают, в первую очередь, недостаток собственных денежных средств, высокий уровень налогообложения, неплатежеспособность заказчиков, общую экономическую и политическую нестабильность.

Эффективной работе малых строительных организаций мешает целый ряд факторов: прежде всего неплатежеспособность заказчиков, высокий уровень налогов, высокая стоимость материалов.

Среди факторов, сдерживающих развитие розничной торговли, предприниматели выделяют высокий уровень налогов, недостаточный платежеспособный спрос населения, нехватку собственных средств, высокие транспортные расходы и высокую арендную плату.

В регионах России малое предпринимательство развито неравномерно. Более 70% малых предприятий расположено в европейской части России. Причем почти треть общего количества малых предприятий сосредоточена в Центральном районе, при этом в г. Москве — 20%, Санкт-Петербурге — 13%. В то же время в республиках Тыва, Алтай, Хакасия, в Еврейской автономной области, Чукотском автономном округе количество малых предприятий не превышает одной тысячи.

Уровень развития малого предпринимательства отражает показатель числа малых предприятий на 1000 жителей. В странах ЕС он составляет 25-30 предприятий. В среднем по России на 1000 человек в 1999 г., как и в 1996 г., приходится всего 6 малых предприятий.

Только Москва и Санкт-Петербург по этому показателю приближаются к уровню стран ЕС — здесь на 1000 жителей более 20 малых предприятий. Наименьшая плотность — 2 малых предприятия на 1000 жителей — в республиках Мордовия, Северная Осетия-Алания, Тыва, Хакасия, в Еврейской автономной области, в Брянской, Смоленской. Тверской, Курской, Тамбовской областях. В Республике Дагестан и в Чукотском автономном округе на 1000 жителей приходится всего одно малое предприятие.

Еще слабо реализуются возможности местного самоуправления. Органами управления всех уровней медленно активизируются современные рыночные механизмы, позволяющие полнее использовать экономический потенциал муниципальных образований, превратить на деле органы местного самоуправления в субъекты хозяйствования и власти.

В настоящее время неконкурентоспособность большинства отечественных товаров даже на внутреннем рынке вызывает депрессию целых регионов. Существование таких регионов негативно сказывается на развитии страны, порождая значительное недоиспользование человеческих, природных ресурсов, осложняя социально-экономическую обстановку.

Имеющийся объем трудовых, сырьевых и других ресурсов регионов, ограниченность финансовых ресурсов для возведения крупных хозяйствующих субъектов и необходимость форсированного достижения ощутимых результатов делают выбор в пользу малого предпринимательства в деле социально-экономического подъема регионов.

Наиболее наглядна стратегическая роль малого бизнеса на данном этапе реформ к Москве, где более 40% бюджета формируется из налоговых поступлений от деятельности сектора малого предпринимательства. Баланс крупных и малых форм хозяйственной деятельности в Москве приближается к общемировому со всеми вытекающими отсюда последствиями в сфере занятости, материальной обеспеченности, качестве жизни и т.д.

Малый бизнес в целом не обрел устойчивости, поэтому необходимы демонстрационные территории-полигоны, отрабатывающие эффективные пути использования возможностей малого предпринимательства в развитии территорий различного масштаба и экономической ориентации.

Hosted by uCoz