К списку раздаточных материалов  Следующая статья 

Чайная церемония по рецепту грузинских мафиози

Производство поддельного чая известных марок приносит криминалитету колоссальные прибыли

АНДРЕЙ МУХИН
 


По словам продавцов настоящего цейлонского чая, отличить оригинальный чай от подделки при желании несложно. В первую очередь, подделку выдает цена. Во-вторых, плохое качество упаковки: непропечатанные мелкие детали (особенно хорошо это видно на серебряных или позолоченных фрагментах рисунка), отсутствие глянца (за сомнительные заказы обычно берутся нерентабельные типографии, которые не могут обеспечить высокое качество полиграфии). В-третьих, на пачку настоящего чая высокого качества наносят три даты: дату непосредственного сбора чая, дату упаковки и срок годности - всего этого обычно нет на подделке.
В основном подделки реализуются на оптовых рынках, поэтому, если закрались сомнения, можно попросить у продавца так называемый мастер-картон. Каждые 50 пачек оригинального чая упаковываются в специальную коробку с изображением марки производителя, подпольщики же предпочитают лишний раз не тратиться. Если по всем признакам торговец пытается продать вам подделку, позвоните по "телефону качества" (обычно он указан на упаковке), и им займутся соответствующие органы.


КРУПНЕЙШАЯ за последнее время партия фальсифицированного чая изъята сотрудниками отдела по борьбе с экономическими преступлениями. Чай, расфасовывавшийся в упаковки с марками "Брук Бонд" и "Липтон", по особому рецепту изготавливался в Зеленограде артелью выходцев со всего бывшего Советского Союза.
В ходе проведения контрольной закупки сотрудникам ОБЭП удалось вывести на чистую воду азербайджанского предпринимателя Амедхана Альчикова, который не без удовольствия продал подставному покупателю партию чая на общую сумму в 165 тысяч рублей. Продукция, которую аферисты выдавали за "Брук Бонд" и "Липтон" получалась путем смешения двух ингредиентов. В состав "цейлонского" чая по рецепту Амедхана Альчикова входил грузинский чай 2-го и 3-го сорта, залежи которого были обнаружены сыщиками на складах ООО "ПКФ Ирей". В общей сложности интернациональная артель не успела расфасовать порядка 20 тонн чайного сырья.
По словам оперативников, подобные случаи сегодня - далеко не редкость: только с начала этого года их зафиксировано как минимум три. Как утверждают сыщики, столь пристальный интерес к чайному бизнесу со стороны криминальных сообществ обуславливается в первую очередь его высокой прибыльностью и незначительным контролем со стороны милиции. Инвестиции в подпольное производство чая окупается с лихвой: по оценкам милицейских аналитиков, каждый рубль, вложенный в этот бизнес, через 1-2 месяца проносит шесть, а то и десять рублей прибыли. А проверки на оптовых рынках проводятся в основном по товарам из так называемой группы риска - алкогольные напитки и табачные изделия. Эти товары облагаются огромным количеством всевозможных пошлин и приносят в государственный бюджет немалые деньги, поэтому во время рейдов налоговой полиции и других ведомств на оптовых рынках им уделяется особо пристальное внимание. Чай же, пользующийся, пожалуй, не меньшим спросом, чем водка, остается в тени.
Как утверждают милиционеры, теневой оборот поддельного чая практически полностью контролируется грузинскими преступными группировками. Причина проста: в основном в качестве сырья для подделок используется низкосортный грузинский чай, поступающий напрямую из Грузии, и здесь у местного криминала просто нет конкурентов. На руку организаторам "чайного подполья" играет и заслуженный у отечественного криминалитета авторитет.
Привезенное из солнечной Грузии сырье упаковывается заботливыми руками молдаван, украинцев, а также жителями других бывших советских республик в относительно красочные упаковки. Печатаются они, как правило, в подмосковных типографиях, руководители которых понимают, кто и для чего заказывает у них столь необычную продукцию, да еще и небольшими партиями. Но тяжелое финансовое положение заставляет их принимать заказы: работа подобного рода оплачивается, как правило, наличными и с солидной предоплатой.
Таким образом происходит превращение низкосортного грузинского чая в "цейлонский", который и попадает на рынки Москвы и Подмосковья. А уж проблем со сбытом не бывает: даже крупные партии подделки, продаваемой по едва ли не бросовым ценам, разбирались моментально рачительными домохозяйками, пытающимися хоть сколько-нибудь сэкономить. Здесь, как говорят милиционеры, надо учесть и то обстоятельство, что российские потребители, покупающие продукты на мелкооптовых рынках, как правило, плохо представляют себе вкус настоящего чая известных марок. "Они (производители подделок. - Прим. ред.) потому и используют грузинский чай, что наши родители, кроме него, почти ничего другого и не пробовали, хотя и прозвали знаменитый 36-й номер "хоккеем на траве", - заявил корреспонденту "Сегодня" один из оперативников.
Официальные представители фирм - производителей цейлонского чая утверждают, что "чайные подпольщики" наносят их маркам ощутимый вред. По словам коммерсантов, как правило, покупатель пробует поддельный чай определенной марки в первый и последний раз, да еще старается рассказать всем знакомым, "как дурят нашего брата". Это побудило предпринимателей создать собственные отделы, выслеживающие подпольные производства. Собранная и проверенная их сотрудниками информация передается в ОБЭП, а сыщики на законных основаниях закрывают подпольное производство.
 
Hosted by uCoz