К списку раздаточных материалов

Нерыночная "рыночная" экономика


В России давно есть средний класс - "челноки"

ИЛЬЯ ХРЕННИКОВ
 
 

О "ЧЕЛНОЧНОМ" бизнесе или "диком импорте" - самом масштабном и знаковом экономическом феномене в России середины 1990-х годов - сейчас говорят все меньше. Между тем это целая "отрасль" экономики с оборотом не менее 10 млрд долл. в год.
Только официальная оценка оборота импортного ширпотреба на вещевых рынках страны, исходя из данных Госкомстата за 2000 год, составляет 7 млрд долл. Но лишь годовой оборот рынка в "Лужниках" - одного из крупнейших не только в Москве, но и в России - оценивается в 2 млрд долл. 10 млрд долл. - это около трети всего российского импорта. Это оборот, сопоставимый с объемом реализации таких естественных монополий, как "Газпром" (12,4 млрд долл.) и РАО "ЕЭС" (10 млрд долл.). Это больше, чем экспорт таких прибыльных отраслей российской экономики, как алюминиевая, лесная и рыбная, вместе взятых.
"Челноков" в традиционной трактовке этого понятия - физических лиц, "на своем горбу" перевозящих через границу тюки с ширпотребом и продающих свой же товар на рынках, становится все меньше и меньше - они "делают" лишь около 10% "дикого импорта". Как эволюционировал "челночный" бизнес и во что он переродился теперь?
Начало
"Челночное" движение зародилось в 1986-87 годах с перестройкой и открытием границ. Ценовые диспропорции советского рынка и отсутствие конвертируемой валюты породили сперва бартерную форму товарообмена. Челночить по схеме "товар - деньги - товар" первыми начали работники торговли и те, кто в магазинах, на складах или непосредственно на производстве имел доступ к товарам в эпоху дефицита. В Польшу и Югославию вывозили консервы, фотоаппараты, электроинструменты - любые доступные товары. Благо цены на все советское, что можно было достать, были занижены, а в Восточной Европе, либерализовавшей торговлю на несколько лет раньше СССР, можно было продать по невысокой, но рыночной цене.
Советские товары в бывших соцстранах продавали за местную валюту или доллары, а иногда и просто обменивали. Обратно везли одежду, электронику, позже еду - все, чем можно было "отоварить" пустой и бедный советский рынок. Продавали сначала через знакомых, а по мере роста оборота - через "комки" (комиссионные магазины) и коммерческие отделы крупных магазинов. Рентабельность подобных операций доходила до 300%. Из бартерной формы торговля переходила в денежную. Широкое распространение получили "липовые" приглашения за границу, дававшие право обменять рубли на СКВ (до 200 долл.) по государственному курсу (64 коп./долл.). Кому-то присылали деньги или товары эмигрировавшие родственники.
Стихию свободного рынка стремились попробовать на себе представители самых разных профессий, жители как приграничных районов, так и мегаполисов. Появлялись зачатки специализации: были ездоки за золотом, продовольственные "челноки", состояния делались на турецкой жвачке, пластмассе и даже цветах. Постепенно, в 1990-91 году, новоиспеченные предприниматели переключились с Восточной Европы на "первоисточник" - Турцию. Туда ездили по железной дороге, а далее автобусом из Болгарии. Военно-аграрная страна с умелыми ремесленниками и торговцами колоссально поднялась на продажах дешевого текстиля и кожаных изделий в Восточную Европу и Россию.
В начале 90-х стала появляться инфраструктура: организовывались шоп-туры, закон о свободе торговле положил начало созданию сначала стихийных, а затем и юридически оформленных вещевых рынков - торговых площадок для массовой "челночной" торговли на стадионах, в парках, промышленных пустырях. Ряды "челноков" пополнялись, обороты стали расти, а норма прибыли - падать. "Челноки" открыли для себя новый рынок - Китай. Даже с учетом дальнего пути дешевые китайские товары приносили более 200% прибыли. В Арабских Эмиратах будущие владельцы магазинов и сбытовых сетей закупались дешевой бытовой электроникой, а в Грецию ездили за шубами. Рисковые, инициативные, как правило молодые, предприниматели из посткоммунистической страны действовали по наитию, на практике осваивая рыночную экономику.
Расцвет "рыночной" экономики
Настоящий расцвет "челночества" начался с 1993-94 годов. По различным оценкам, в середине 90-х в России насчитывалось от 2 до 3 миллионов человек, основной сферой деятельности которых стал "челночный бизнес". Турецкими джинсами и китайским шелком под завязку забивались купе железнодорожных вагонов (до 20 тонн груза на вагон). Перегруженные шмотками самолеты не могли взлететь. Искатели приключений отправлялись в шоп-туры на автобусах, возвращаясь обратно на горе мешков.
Ездили "челноки", как правило, группами по 15-20 человек, в складчину откупаясь от проводников, носильщиков, вокзальных братков, таможенников (набранных в 1994 году в массе своей из необученных милиционеров старой закалки). Затарившись, допустим, в Турции на 2000 долл., "челноки" по дороге отстегивали на поборы около 150-250 долл., т.е. 10% стоимости груза. Раскрутившиеся до промышленных объемов импорта начали фрахтовать большегрузные автомобили. Интересно, что в отличие от железной дороги автомобильные и авиационные перевозки, как более эффективные и доходные, быстро обросли соответствующим сервисом. Возникли транспортные фирмы, берущие на себя проблемы доставки, таможенной очистки и складирования грузов.
К 1994 году по всей стране сформировался костяк системы вещевых и продовольственно-вещевых рынков. Самые крупные рознично-оптовые рынки сложились именно в первой половине 90-х годов. Хотя "челночный" бизнес развивался по всей стране, в провинциальных районах спрос на импортные обувь и одежду был невелик ввиду проблем с занятостью и зарплатой. Люди едва сводили концы с концами и старались питаться преимущественно с собственного огорода. Поэтому "челночить" на провинцию не было особого смысла. Предприниматели из небольших городов ездили на "затарку" не за границу, а в ближайший региональный центр. Сложилась система перевалочных пунктов - оптовой торговли для внутреннего (т.е. внутрироссийского, а иногда внутриэсэнговского) "челночества". Крупнейшими перевалочными пунктами являлись города-миллионники - Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск и др. Крупные оптово-розничные базы возникали и в приграничных городах (Калининград, Дальний Восток, ряд городов СНГ). До первой чеченской войны крупным "челночным" центром был Грозный, зона экономического благоприятствования.
С момента образования рынки попали в окружение организованной преступности, за контроль над ними шла ожесточенная борьба. За счет "челночной" торговли кормился не только криминал, но и милиция, и местные власти, и многочисленные контролирующие организации. Получалось, что в среднем 10% оборота торговой точки каждый месяц уходило на взятки и поборы. Постепенно "беспредела" в отношении предпринимателей и торговцев стало меньше. Установились "правила игры": помимо официального сбора за право торговли (в рублях через кассу) стал централизованно взиматься в несколько раз больший, неофициальный (в долларах "черным налом"), а понятия "наезд" или "рэкет" для рядовых торговцев практически перестали существовать.
Сколько зарабатывали "челноки" в середине 90-х, сказать невозможно: все деньги находились в обороте. Но в Москве, например, могли тратить "на жизнь" по 500-1500 долл. ежемесячно. "Челноки" пооборотистей переставали сами стоять на рынках и нанимали реализаторов, которые получали в среднем по 10 долл. в день. Разбогатевшие реализаторы так же, как "челноки", укрупнялись до фирм (АОЗТ, ТОО, ИЧП - ныне ПБОЮЛ) и имели по нескольку торговых точек. "В 1995 году картина на рынках была следующая, - рассказывают "Сегодня" ветераны "челночества", - 80% стояло собственно "челноков", 10% мест представляли раскрутившиеся фирмы-реализаторы, работающие с оптовыми импортерами, а еще 10% торговли приходилось на продукцию российского легального и подпольного производства, снабженную импортными лычками".
Сдвиг по фазе
"Сейчас традиционных "челноков" на рынках осталось процентов 10, - продолжает источник "Сегодня". - Из прежних "челноков" выросли тысячи фирм оптовой торговли с оборотами от сотен тысяч до десятков миллионов долларов в год. Крупные фирмы-реализаторы, арендующие или владеющие множеством торговых точек, работают как с оптовиками (т.е. "челночат" в рамках оптовик - рынок - провинция), так и с отечественными производителями. Причем доля российского товара на вещевых рынках уже превышает 40%. Это и легальные производители текстиля и обуви (закупившие импортные технологии), и работающие "вчерную" "цеховики". Для отечественных товаров рынки - это мощный канал сбыта, позволяющий продавать массово, прибыльнее и дешевле, чем в магазинах". Данные о том, что импорта на вещевых рынках примерно половина (при общей доле импорта в непродовольственных товарах в 30%), подтверждает и Госкомстат.
Выросшие из "челноков" предприниматели - это масштабная часть того самого среднего класса, о необходимости становления которого российские политиканы так любят рассуждать. Они активно пользуются банковскими переводами, пластиковыми картами и дорожными чеками, превращаются в "белых воротничков", ведущих переговоры и решающих управленческие проблемы. У многих имеются собственные магазины, доли участия в заграничных фабриках и даже банки. Из "челноков" выросли торговцы такими изначально "нечелночными" товарами, как крупногабаритная бытовая техника, мебель, стройматериалы.
Если на этапе становления "челночества" закупки, допустим в Турции или Китае, производились через оптовые магазины, то в дальнейшем "челноки" стали выходить напрямую на производителей и хозяев фабрик. Раньше покупатели уделяли больше внимания цене товара, нежели фирменному брэнду. Новые "челноки", как фирмы, так и физлица, вступившие в бизнес в конце 90-х и не имеющие сложившейся специализации, все больше ездят за качественным товаром в Италию, Германию, Францию.
Неразвитый капитализм
"Челночный" бизнес на сегодняшний день разбился на части. 10 млрд долл. "нерегистрируемого импорта" департамент платежного баланса Центробанка высчитывает, исходя из розничной торговли на рынках и в магазинах России, в ценах стран-производителей. То есть эти миллиарды "оседают" в ВВП третьих стран, производящих для России, - Турции, Китая, Индии, Вьетнама, Южной Кореи, Италии, Греции, Польши, Индонезии и др. А добавленную уже в России стоимость (еще от 5 до 10 млрд долл.) делят между собой грузоперевозчики, предприниматели-оптовики, фирмы-реализаторы и хозяева рынков.
Рынок "челночных" грузоперевозок только авиатранспортом оценивается в 350 млн долл. в 2000 году. Крупнейшие из 15-20 игроков этого рынка - домодедовский "Ист Лайн" и "Атлант-Союз", созданный правительством Москвы. Они контролируют около половины рынка авиаперевозок "челночных" грузов и, имея склады и терминалы, фактически сами занимаются оптовой торговлей "под заказ". Китайское направление "челночных" перевозок прошлой весной попытался взять под контроль фонд примирения и согласия при Русской православной церкви. Перевозкой "челночных" грузов занимаются и более 100 автотранспортных компаний, использующих большегрузные грузовики европейского стандарта TIR-Carnet. Объем этого рынка сопоставим с "челночными" авиаперевозками. Автобусные шоп-туры потеряли промышленное значение, так же как перевозки грузов в железнодорожных купе. Контейнерные железнодорожные перевозки грузов из-за границы "челночными" предпринимателями практически не задействованы из-за длительной и неэффективной доставки. "Железкой" идет лишь то, что "может подождать", - в основном мебель, техника и стройматериалы.
Тысячи оптовых фирм со своей специализацией, сколоченных бывшими "челноками", живут за счет 30-процентной наценки к стоимости ввезенных грузов и масштабного оборота. Как и любые организации, они платят стандартный набор налогов, которые существенно занижают. Накрутка в рознице составляет от 50% до 100%. Причем рядовые продавцы на рынках получают примерно по 3 доллара в день, зачастую имея еще и процент с оборота. А вот владельцы фирм-реализаторов, имеющих десятки торговых точек, зарабатывают немногим меньше оптовиков. Около 10% от оборота рынков, т.е. по минимуму 1 млрд долл. в год, по-прежнему уходит их "хозяевам". Так около 30 вещевых рынков Москвы поделено между 5-6 группами влияния, у каждой из которых свои склады, грузовые компании и даже банки.
Что касается государства, то "челночный" бизнес как создавался без его участия, так и существует сейчас автономно от него. С 1996 года таможня борется с "челноками", направляя их в цивилизованное русло. Беспошлинно можно ввозить товары стоимостью менее 1000 долл. и весом до 50 кг. Кстати, именно поэтому Минэкономразвития высчитывало объем "челночного" бизнеса как число туристов по данным погранслужбы, умноженное на 1000 долл. и некий "коэффициент эффективности" (1,8). Ввозящие до 200 кг товара на сумму менее 10000 долл. облагаются 30% пошлиной. А еще большие объемы подпадают уже под "внешнеэкономическую деятельность" с необходимостью заполнения грузовой декларации и прочими обременительными формальностями, которые берут на себя грузооператоры. Так, доставка груза свыше 500 кг из Турции вместе с растаможкой стоит 3 долл./кг авиатранспортом и 1,2 долл./кг грузовиком. Кожаные куртки (куртка весит 2 кг и стоит 60 долл.) везут воздухом, а джинсы (например, по 7 долл., 500 г веса) - автотранспортом. Нетрудно подсчитать, что крупной фирме растаможка вместе с доставкой обходится в 5-10% стоимости груза. Вместо, допустим, 30% только таможенной пошлины, которую нужно было бы заплатить. Просто грузоперевозчики тесно работают с коммерческими фирмами, близкими к таможенникам. Так что и физлица с небольшими объемами предпочитают везти товар не сами, а пользуясь услугами грузооператора, т.е. "в торговом обороте". По оценкам экспертов, при декларировании стоимость товаров занижают в 5-10 раз. Поэтому таможенники фиксируют импорт из Турции в 0,5 млрд долл. в год, а например Михаил Касьянов озвучивает цифру в 4 млрд долл.
Ровно то же касается и налогообложения торговли на рынках. Ее привлекательность не в последнюю очередь объясняется налоговым вопросом. Наиболее талантливые товароведы советского времени нашли себя именно в "челночном" бизнесе. Торгующие на рынках физические лица или предприниматели без образования юрлица облагаются подоходным налогом, исходя из данных, заявленных в налоговой декларации. Если же торгует юрлицо, оно, как и любое предприятие, платит около 27 видов налогов (НДС, прибыль, имущество и т.д.), минимизируя их как только возможно. Налоговые поступления от вещевых рынков в Министерстве налогов и сборов (МНС) никто не считал: они поступают не в федеральный бюджет, а субъектам Федерации. В правительстве Москвы, крупнейшем центре "челночной" торговли, подобной статистики также не ведут. Единый налог на вмененный доход для предпринимателей, способный несколько упорядочить проблему, пока так и не принят. Зато его аналог взимается "хозяевами" рынков - они представляют, какими суммами оперирует торговая точка и взимают около 1000 долл. в месяц в виде неофициальных, но ставших нормой жизни "поборов". Это помимо официальных сборов за право торговли (например, 5000 руб./мес.), которые администрация рынков берет как "компания, управляющая территорией", как ей и положено, компенсируя расходы на аренду земли у местных властей и организацию торговли.
Россия по-прежнему осталась страной с "рыночной" экономикой. До более цивилизованной торговли - розничных сбытовых сетей и других прелестей развитого капитализма - нам еще очень далеко. По оценке экспертов и самих "рыночников", лет 10. Зато из бывших "челноков" не благодаря, а вопреки госчиновникам и всей окружающей их системе сформировался средний класс профессиональных предпринимателей с истинно рыночной психологией. Только вот чтобы он смог выйти из тени и полноценно работать на благо российской экономики, государство должно создать нормальные условия. И, может быть, должно это сделать даже раньше, чем окончательно привлечь иностранных инвесторов.
 

Hosted by uCoz