К списку раздаточных материалов

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства

Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП) — важная составная часть системы государственной поддержки малого бизнеса.

Малый бизнес в нашей стране играет все более активную экономическую и социальную роль. Его государственная поддержка исключительно важна для насыщения товарных рынков, решения проблемы безработицы, формирования нового отношения к труду и собственности, а также увеличения поступлений налогов в бюджет. Именно малый бизнес является основным источником пополнения среднего класса.

ФФПМП образован Постановлением Правительства РФ № 1184 от 4 декабря 1995 года в соответствии с Законом Российской Федерации &quotО государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации&quot на базе Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции при ГКАП России. ФФПМП является государственной некоммерческой организацией.

В соответствии с законом Фонд определен государственным заказчиком Федеральной программы поддержки малого предпринимательства в России, направленной на обеспечение устойчивого развития малого предпринимательства как неотъемлемой части новой структуры экономики страны

Основные задачи и стратегия деятельности

Основная задача ФФПМП — финансовое обеспечение федеральной экономической политики в области государственной поддержки малого бизнеса в России.

Стратегические направления деятельности Фонда: создание эффективно действующего механизма реализации Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и участие в долевом финансировании региональных и межрегиональных программ и проектов, направленных на поддержку и развитие малого бизнеса.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА

Статус государственной некоммерческой организации дает Фонду право заниматься предпринимательской деятельностью для решения задач, предусмотренных его Уставом. Это означает, что, с одной стороны. Фонд является финансовым институтом, аккумулирующим бюджетные и внебюджетные ресурсы, направляемые на развитие и поддержку малого бизнеса, а с другой — уполномоченной Правительством РФ организацией по осуществлению гражданско-правовых отношений с субъектами малого бизнеса.

Таким образом, в деятельности Фонда функции кредитно-финансовой и инвестиционной организации сочетаются с государственным контролем и гарантиями Федеральным бюджетом денежных потоков.

Финансовые ресурсы Фонда формировались в первую очередь из бюджетных ассигнований, средств, поступивших от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности, а также за счет доходов от разрешенной Уставом предпринимательской деятельности и иных средств из внебюджетных источников.

Фонд активно работал на финансовых рынках, в частности на рынке ценных бумаг и в первую очередь — ГКО и ценных корпоративных бумаг, что в свое время давало определенный эффект. Сегодня продолжается деятельность по увеличению активов за счет повышения возвратности ранее выданных кредитов. Фонд создает условия и организует сотрудничество с региональными фондами и администрациями регионов по размещению финансовых ресурсов и внедрению новых финансовых инструментов поддержки малого предпринимательства (финансового лизинга, страхования, микрокредитования и кредитной кооперации).

В условиях ограниченности бюджетных средств Федеральным фондом в сотрудничестве с международными организациями и партнерами из-за рубежа ведется работа по созданию концепции привлечения российского и международного финансового капитала в интересах реализации приоритетных для России программ и проектов, осуществляемых структурами развития и поддержки малого предпринимательства и самими субъектами малого бизнеса.

Фонд считает важной задачей создание механизма, обеспечивающего возможность получения малыми предприятиями России международных кредитных ресурсов. Для этого Фонд проводит активную работу по поиску стратегических партнеров и кредитных ресурсов за рубежом. Подписано рамочное соглашение об открытии среднесрочной кредитной линии в объеме до 250 млн. марок с Dresdner Bank AG. Ведутся переговоры относительно возможности привлечения иностранных инвестиций и с другими иностранными партнерами..

Международная деятельность Фонда ориентирована не только на привлечение иностранных инвестиций, но и на изучение опыта зарубежных стран по финансовому сопровождению государственной поддержки малого бизнеса, реализации российских предпринимательских проектов на рынках зарубежных стран.

Подписано соглашение о сотрудничестве с Фондом развития промышленности и территорий (Королевство Норвегия), в соответствии с которым стороны взаимодействуют в вопросах финансовой поддержки конкретных совместных проектов российских и норвежских малых и средних предприятий, содействия развитию инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства.

У Фонда есть также планы по использованию в интересах малого предпринимательства части средств, получаемых в погашение задолженности перед Россией развивающихся стран и стран СНГ.

В соответствии с законодательством и своим Уставом, Фонд выступает гарантом по целевым иностранным кредитам, предоставляемым финансовыми институтами Российской Федерации субъектам малого бизнеса на коммерческой основе для реализации конкретных программ и проектов. Очевидно, что необходимо не только аккумулировать и направлять деньги малым предприятиям, но и обеспечивать им оптимальные условия получения и рационального использования финансовых средств. Поэтому, для гарантирования кредитования инвестиционных программ и проектов, ФФПМП создает специализированный Гарантийный фонд, работая над наполнением его соответствующими финансовыми ресурсами с участием капиталов регионов.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Система поддержки малого предпринимательства в регионах реализуется Федеральным фондом главным образом через долевое участие в финансировании региональных программ.

При участии Федерального фонда поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации положено начало созданию государственной системы поддержки малого предпринимательства, которая сегодня включает 76 региональных фондов, 44 агентства, 54 информационных и выставочных центра, 34 учебно-деловых центра, 17 технопарков, 38 бизнес-инкубаторов, 9 лизинговых компаний. Федеральным фондом профинансировано 92 региональные программы, более 130 предпринимательских проектов.

Взаимодействие Фонда с регионами базируется на соглашениях с участием глав администраций и региональных фондов. В этих соглашениях регламентировано распределение рисков и ответственности за целевое использование и эффективность затраченных средств. За Фондом закреплена функция привлечения и размещения финансовых средств. Региональная администрация берет на себя основные риски использования ассигнованных средств. Региональный фонд осуществляет непосредственный контроль за реализацией программ и проектов на местах. Юридической основой таких соглашений являются оформленные гарантии администраций или правительств субъектов Российской Федерации по целевому использованию финансовых ресурсов Фонда и региональных уполномоченных банков. Это позволяет эффективно решать проблему обеспечения кредитов для малых предприятий, как правило не имеющих достаточного имущества для залога.

Эта схема объединения усилий и разделения ответственности отвечает мировой практике, минимизирует риски, позволяет более рационально использовать средства на поддержку малого предпринимательства, одновременно облегчая доступ предпринимателям в регионах к финансовым ресурсам.

Кроме того, передача регионами своих ликвидных активов в траст Фонду повышает эффективность работы этого финансового механизма за счет увеличения оборачиваемости региональных активов и наращивания общего объема работающих на рынке средств на поддержку малого бизнеса.

Принятие решений о финансировании регионов базируется на основе расчетов и прогнозов региональных рисков, поэтому Фонд уделяет большое внимание изучению обстановки в каждом из субъектов Федерации, что позволяет целенаправленно влиять на состояние дел в сфере развития малого предпринимательства, оказывать воздействие на социально-экономическую ситуацию в регионах путем реализации инвестиционных программ и проектов.

В 32 регионах Российской Федерации при финансовом участии Фонда созданы консалтинговые структуры - агентства поддержки малого и среднего бизнеса, осуществляющие помощь в разработке региональных программ, проектов обучения предпринимателей, программ консультаций по различным направлениям предпринимательской деятельности. Агентства и местные фонды являются структурами, способными реально влиять на развитие предпринимательства и общественное мнение в регионах.

По итогам 1998 года число малых предприятий в Российской Федерации приблизилось к миллиону, общий объем продукции выпускаемой в сфере малого бизнеса составил 190,4 миллиардов рублей, число работающих в сфере малого бизнеса - 6,2 миллиона человек.

В помощь регионам Фонд разработал нормативные материалы, содержащие рекомендации по бизнес-планированию проектов, предлагаемых к долевому финансированию из центра.

Одни из наиболее эффективных видов поддержки предпринимательства сейчас, по мнению ФФПМП, - развитие лизинга и франчайзинга, позволяющих выгодно инвестировать временно свободные или привлеченные финансовые средства.

Фонд также участвует в реализации проектов по информационному и нормативно-правовому обеспечению деятельности малых предприятий, содействует им в освоении новых технологий и реализации изобретений, помогает в организации выставок, издательстве учебно-методической литературы.

ФФПМП работает и в направлении создания и финансирования единой информационной сети, что позволит расширить возможности Федерального фонда, региональных фондов и администраций, агентств и других структур поддержки малого предпринимательства по поиску партнеров и инвесторов, как в России, так и за рубежом. Создано 36 информационных центров, оснащенных средствами связи и вычислительной техникой, имеющих выход в

<EOF>
Hosted by uCoz