К списку раздаточных материалов

Содержание программы курса “Введение в бизнес”

Тема № 1. Государство и бизнес. Внешняя среда и внутренние факторы развития бизнеса. Правовые и экономические условия развития предпринимательства.

а) Свобода предпринимательской деятельности. Свобода выбора. Частная собственность. Частная инициатива.

б) Соотношение крупного, среднего и малого бизнесов в России.

в) Формы и методы взаимодействия государства и бизнеса.

г) Олигархические группы, корпорации, банковские системы, финансово-промышленные группы. Крупные, средние и малые предприятия.

д) Сферы предпринимательской деятельности, в том числе малого бизнеса.

Тема № 2. Воздействие макроэкономических факторов на развитие бизнеса.

а) Воздействие на монополии и олигархии.

б) На средний бизнес.

в) На малый бизнес.

Тема № 3. Предприниматели: типы, культура, этика, ментальность.

а) Дефиниции: понятия предпринимательства, предпринимателя. Предприниматели и менеджеры.

б) Исторические истоки, этапы и фазы развития предпринимательства, в том числе мелкого, ремесленного. Правовые и организационные основы, сильные и слабые стороны.

в) Типы бизнесов. Индексы предпринимательской и инвестиционной активности. Гражданская и имущественная ответственность. Предпринимательские риски. Методы оценки и снижения (страхования) рисков.

г) Частное предпринимательство, доля в ВВП, в числе занятых, инвестициях (в России и других странах). Будущее бизнеса, в том числе малого. Вызовы XXI века.

Тема № 4. Открытие своего дела.

а) Регистрация, лицензирование, сертификация. Постановка на учет. Барьеры. Коррупция.

б) Формирование и использование начального капитала (модели, расчёты). От идеи - до аван-проекта и бизнес-плана.

в) Инвестиционные проекты и их реализация.

Тема № 5. Налогообложение.

а) Налоги: прямые и косвенные. Налоговое бремя. Зарубежный опыт.

б) Работа с налоговыми органами.

Тема № 6. Финансовые технологии в бизнесе.

а) Виды лизинга. Финансовый лизинг. Лизинговые операции.

б) Виды и схемы франчайзинга. Недостатки и плюсы франчайзинговых систем.

в) Гарантирование.

г) Микрокредитование.

д) Контрактинг (субконтрактинг). е) Факторинг.

Тема. № 7. Риски: классификации; венчурный капитал;

инновации.

а) Классификация рисков.

б) Методы оценки и снижения предпринимательских (инвестиционных) рисков.

в) Виды страхования. Механизмы страхования. Страховые компании. Общества взаимного страхования.

г) Инновационный бизнес.

Тема № 8. Система и механизмы государственной, общественной и частной поддержки предпринимательства.

а) Государственные и региональные программы поддержки предпринимательства.

б) Модели государственной, общественной и частной поддержки бизнеса (США, Япония, Канада, Германия, России и другие страны)

в) Инфраструктура поддержки бизнеса (бизнес-инкубаторы, информационные системы и сети и т.д.).

Тема № 9. Взаимодействие корпораций (крупных предприятий) и малого бизнеса, стратегическое планирование в бизнесе.

а) Крупные корпорации. Финансово-промышленные группы. Реструктуризация. Банкротство.

б) Модели и схемы взаимодействия корпораций с малыми предприятиями.

в) Разработка стратегии развития и новых финансовых технологий (зарубежный и отечественный опыт).

Тема №10. Социальное партнерство. Этапы (фазы) развития предпринимательства.

а) Формы и механизмы взаимодействия правительства, профсоюзов и работодателей. (Опыт Австрии, Японии и других стран.)

б) Этапы, циклы (фазы) развития предпринимательства. Предпринимательские революции.

• Проведение Круглых столов - “Кухня бизнеса” и “Технология личной, коммерческой, информационной безопасности в предпринимательстве”.

• Реферат по теме “Воздействие на бизнес (крупный, средний, малый) макроэкономических процессов и факторов”

ЗАЧЕТ (Экзамен)

Литература

I. Основная:

1.Сирополис Н., Управление малым бизнесом. Руководство для предпринимателей.: Пер. с англ. М.: Дело, 1997.

2. Лимбден Дж.К., Таргет Д. Финансы в малом бизнесе - практический подход. М,: Финансы и статистика. Аудит, 1992.

3. Хибберт Л., Советы желающим открыть свое дело. Пособие к радиокурсу Би-Би-Си “In Business” / Подг. к печати ВВС МРМ Ltd. М,: Интерлист, 1993.

4. Хизрич Р., Питерес М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха: Пер. с англ. М.; Прогресс-Универс, 1993.(5 выпусков).

5. Хоскинг А., Курс предпринимательства. М.: Междунар. отношения, 1993.

6. Бусыгин Н.А., Предпринимательство. М. Дело, 1999.

II. Дополнительная:

1.Берл Г., Киршнер П. Мгновенный бизнес-план. Двенадцать быстрых шагов к успеху: Пер. с англ. АНХ при Правительстве РФ. М.: Дело, 1995.

2. Липсиц И.В., Коссов В.В., Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. М.: БЕК, 1996.

3. Государство и малый бизнес: Сб.обзоров/Ред.сост. B.C. Ажаева;

ИНИОН РАН М., 1993.

* * *

4. Орлов А.В., Человек. Экономика. Предприниматель. М.: Высшая школа экономики. Институт малого предпринимательства. 1996.

5. Орлов А.В., Предпринимательство в России (истоки и этапы до 1992 г.). М.:Вопросы экономики, № 12, 1999.

6. Орлов А.В., Макроэкономика и малый бизнес: ожидание подъема и возможные тормоза. Гос. университет. Высшая школа экономики. Сборник научных трудов. Вып. 2, М. 1998.

7. Орлов А.В., Ярочкин В.И., Разработка мер по обеспечению экономической безопасности в сфере предпринимательства: Сборник научных трудов. Вып. 1. М.: Высшая школа экономики, Институт малого предпринимательства. 1995. с.42-67.

8. Орлов А.В., Введение в предпринимательство. Малый бизнес: за рубежом и в России. М.: Экономическая академия, 1994. с.236.

9. Орлов А.В., Социальные угрозы: диагностика, упреждение, прогнозы//Вопросы экономики. 1995. № 1.

10. Орлов А.В., Киселев В.И. Организационно-правовой механизм привлечения инвестиций в малый бизнес: Сборник научных трудов. Вып.1. М.:Высшая школа экономики, Институт малого предпринимательства, 1995.

11. Орлов А.В. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы//Вопросы экономики. 1997. № 3. с. 130-140

Hosted by uCoz